Как стать популярным: рецензия на книгу «Хитмейкеры» Дерека Томпсона

Как вы относитесь к попсе? Кто-то говорит «Фууу, мы такое не слушаем. Другие делает в наушниках песню погромче, чтобы не слышать первых. Но одно дело личные музыкальные предпочтения, и совсем другое продвижение продукта на большой рынок. Задумывались ли вы, почему песня в плейлисте стала хитом и добралась до ваших ушей?

В популярности продуктов есть закономерности, случайности и даже секреты. Все эти нюансы попытался описать Дерек Томпсон в книге “Хитмейкеры. Наука популярности в эпоху развлечений”.

Немного об авторе и издании книги

Дерек Томпсон (1986) — молодой, симпатичный и перспективный журналист. Занимает должность старшего редактора Atlantic. Был в списке Forbes «30 Under 30», а его твиттер в рейтинге 140-ка лучших по версии Time. Книга “Hit Makers” вышла в феврале 2017 года, и стала в США “национальным бестселлером” и “книгой года”. Рейтинги на Amazon у нее скромные (4.3 на 144 отзыва), но есть рецензии на авторитетных The Guardian, Medium и Buzzsumo. В 2018 году вышли переводы книги на украинский и русский языки, но пока бестселлерами в наших широтах не стали. Удалось ли Дереку Томпсону написать книгу-хит, или он сапожник без сапог — вопрос сложный.

рецензия на книгу хитмейкеры

О чем книга “Хитмейкеры”

Для начала скажу, что это одна из самых интересных нон-фикшн книг, которые я читала. Стиль автора немножко напоминает Малкольма Гладуэлла, но более современный. “Хитмейкеры” — это исследование о науке популярности. Дерек Томпсон на 400 страницах рассказывает, как определенные продукты становятся хитами в поп-культуре, и откуда растут ноги у мейнстрима. Теория популярности разбавлена тайными историями хитов. Очевидный плюс этой книги — ее свежесть. Все примеры, которые приводит Дерек Томпсон, будут вам знакомы и понятны. Если нет — то ваш кругозор не удалось расширить даже лентам в социальных сетях. Вы узнаете, в чем секрет популярности Моны Лизы и Моне, Adele и Барака Обамы, “Звездных войн” и “50 оттенков серого”, Tinder и Facebook. Автор делиться как собственными расследованиями, так и выводами после интервью с реальными хитмейкерами. Получилась насыщенная кейсами книга, подкрепленная исследованиями в психологии, экономике и культурологии. Но не скучная.

Как все таки стать популярным?

Немного спойлеров. Дерек Томпсон рассказывает об абсолютно разных вещах. Картины, песни, фильмы, сериалы, книги, мода, политики, имена, приложения, тренды… Какие факторы влияют на рост популярности продукта?

  • Повторение

Лучше всего работает в музыке и речах спикеров. Рифма, тавтологии, параллельные конструкции в текстах, повтор нот и тональностей в музыке — все это делает их запоминающимися. Если утром слышать одну и ту же песню по радио — через неделю начнете подпевать. Люди предпочитают то, что они уже слышали/видели раньше. Это подтверждает история об импрессионистах и французском коллекционере: чем чаще демонстрировать картины зрителю, тем привлекательней они кажутся.

  • Человеческая природа и правило MAYA

Дерек Томпсон пишет, что все люди одновременно неофилы (любят новое) и неофобы (боятся нового). Мы тянемся к максимально продвинутым, но узнаваемым товарам. По этому успешным будет тот продукт, который соединит в себе знакомые черты и смелый сюрприз, то есть “умеренно новый продукт”. Это правило хорошо демонстрируют голливудские фильмы. По сути, существует около десяти основных сюжетов (у Борхеса вообще 4), все остальные — компиляции, вариации и адаптации.

И еще, людям нравится все то, что уже популярно, потому что оно популярно. Вот такие мы предсказуемые.

  • Распространение информации

Когда-то давно человек создавал продукт (песню, книгу, приспособление) и должен был поведать миру о нем самостоятельно. Если близким нравилось творение автора, они помогали ему в нелегком деле. То есть изначально “продвижение” идеи исходило из одного источника. Но интернет поменял все. Теперь вы можете рассказывать о продукте, используя несколько каналов, группировать вокруг себя единомышленников, и они тоже будут вашими PR-щиками. Так было с трилогией “50 оттенков серого” Э. Л. Джеймс, которая выросла из фанфика на сомнительном ресурсе для скучающих женщин.

Ниже на картинке продемонстрировано, как изменился процесс распространения информации.

рецензия на книгу хитмейкеры

  • Аудитория

О том, как важно определить свою ЦА не пишет только ленивый. Вы будете удивлены, но первые “Звездные войны” создавались для пятиклассников, десятилетних мальчиков, поэтому один из самых кассовых фильмов в мире похож на винегрет из жанров и клише. Но вот уже какое поколение и детей, и взрослых находят этот фильм жутко интересным. Если вы знаете, что волнует аудиторию — вы попадете в точку.

Зачем читать книгу “Хитмейкеры” Дерека Томпсона?

Во-первых, чтобы еще раз убедиться, что все в этом мире работает за принципом Парето: 20% продуктов имеют шансы стать хитами, но в итоге приносят 80% прибыли. И чтобы попасть в эту одну пятую избранных вам будет недостаточно крутой идеи и грамотного продвижения. Нужно везение.

Во-вторых, ради удивительных историй. Вот вы знали, что картина “Мона Лиза” Леонардо да Винчи стала популярной только 100 лет назад, после того как ее украли? Тетрис придумал советский инженер. А “Игры престолов” вообще не вписывались в линейку продуктов HBO.

Так что же с популярностью книги Дерека Томпсона? В США книгу однозначно читали и хвалили больше, чем в Украине или России. Все потому, что там любят нон-фикшн “для души”. Мы же пока что больше ценим литературу полезную, практическую, которая обещает нам много денег после прочтения. Так вот, “Хитмейкеры” понравятся больше любителям пофилософствовать на банальные темы.

Post Author: Света Гамлий

Познаю мир через тексты. Не представляю себя без книг, кофе и креатива. Пишу о литературе, кино, маркетинге, психологии, отношениях. Мечтаю написать книгу о том, как тяжело писать книги 😉.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *