Чего мы не знаем о создательнице Мэри Поппинс?

Сегодня вряд ли найдётся человек, ни разу не слышавший о таком литературном и киноперсонаже, как Мэри Поппинс. Биография Мэри Поппинс известна всем и каждому. А вот о создательнице этого известного образа Памеле Трэверс много говорить не принято, хотя обычно писатели, создавшие всемирно известные произведения, купаются в лучах славы ничуть не меньше, чем выдуманные ими герои.

Кроется ли причина в том, что исходный образ был изрядно «подредактирован» Уолтом Диснеем и мир увидел заметно «прилизанную» картинку относительно той, что была нарисована писательницей, или же дело в сложности характера и несколько странноватом даже по меркам творческой среды поведении писательницы – можно лишь догадываться. Впрочем, давайте по порядку.

Биография автора Мэрри Поппинс

Детство Памелы Трэверс

Итак, автор знаменитой повести о Мэри Поппинс родилась в 1899 году в семье австралийского банковского служащего ирландского происхождения, страдавшего эпилепсией и хроническим алкоголизмом. Какой из этих двух факторов привёл его к смерти в 43-летнем возрасте – не известно и не исключено, что оба. Во взрослом возрасте, подбирая себе псевдоним, писательница использует имя отца – Трэверс – но в качестве фамилии к своему новому имени. Уточним, что при рождении она получила достаточно стандартное имя Хелен, а семья носила фамилию Гофф.

После смерти отца мать Хелен с ней и её двумя сестричками переехала жить к бабушке – владелице сахарной плантации. В будущем именно с неё будет написан образ тёти Сэсс. По достижении 14-летия Хелен отправили в школу-пансионат для девочек, где ей, свободолюбивой творческой личности, вполне предсказуемо не понравилось. Ситуацию спасло, как это часто бывает, участие в художественной самодеятельности и театральном кружке, где Хелен позволили ставить сценки из написанных ею первых рассказов.

Так она продержалась в интернате до своего 16-летия, пока не получила право на официальное трудоустройство. Хелен работала на двух работах: актрисой второго плана в театре Сиднея и журналистом в газете. За давностью лет биографы «путаются в показаниях», последовательности и мотивах трудоустройства на две работы. Кто-то полагает, что творческая натура Хелен искала выход во всех ипостасях, а кто-то утверждает, что актриса из Хелен получилась, скажем так, явно хуже, чем писательница, и на гонорары за роли второго плана она просто не могла бы «протянуть» – разве что ноги с голоду. Как бы там ни было, именно благодаря актёрству появился псевдоним Памела Трэверс, под которым она обрела всемирную известность.

Автор Мэрри Поппинс

К слову, в зрелом возрасте Памела не особо афишировала актёрскую составляющую своей биографии. Поговаривают, её напрягало предвзятое отношение к симпатичным актрисам, коих тогдашнее консервативное общество поголовно считало «дамами лёгкого поведения», меняющими «мужчин, как перчатки». Вообще-то, тут ей опасаться было нечего – хотя бы потому, что женщин она любила явно больше, чем мужчин, и была, выражаясь современным языком, типичным представителем ЛГБТ. Так или иначе, «прятаться» за мужчин она не стала и сосредоточилась на том, что ей нравится – в смысле, на написании художественных произведений.

Литературная деятельность писательницы

Первый серьёзный литературно-коммерческий успех пришёл к ней после переезда в Англию в 1924 году и серии заметок о своём путешествии «за два океана» – именно столько океанов разделяет Австралию и Великобританию, причём с любой стороны Земного шара. Также ей удалось неплохо монетизировать свои впечатления от поездки в Москву, выпустив сборник эссе «Московская экскурсия». Но настоящую славу ей принесла, конечно же, её книга про Мэри Поппинс, вышедшая в 1934 году.

В созданном Памелой образе и биографии Мэри Поппинс было очень много и от самой Памелы, и от её не вполне традиционных предпочтений. Достаточно вспомнить сцену прибытия Мэри Поппинс в новый дом и довольно-таки жёсткий ответ на просьбу представить рекомендации: «У меня правило: никаких рекомендаций». В сказке это вполне «прокатило», а вот в реальной жизни неготовность Памелы идти на компромиссы многократно сыграет с ней злую шутку.

автор Мэрри Поппинс с детьми

Есть вопросы и к придуманной писательницей внешности своей героини: женщины «с большими руками и ногами и довольно маленькими, пронзительными глазами» никогда не считалась эталоном красоты в традиционной системе ценностей. Но, это в традиционной, а у Памелы ценности были, как мы помним, свои и весьма отличающиеся от общепринятых.

Сложно сказать, насколько бы массово полюбился зрителям такой образ, если бы он перекочевал на экраны, но Уолт Дисней, два десятка лет добивавшийся права на экранизацию книг про Мэри Поппинс, всё-таки придумал способ перехитрить несговорчивую авторшу и вывел на киноэкран, фактически, «свою» Мэри Поппинс: более мягкую и намного более симпатичную. Экранное воплощение Мэри Поппинс в той версии доверили актрисе Джули Элизабет Эндрюс  – красивой, изящной, с правильными пропорциями тела и большими глазами.

Сценарий фильма тоже изрядно отличался от повести. Вместо социально заострённого сюжета Памелы Трэверс о выживании не слишком богатой семьи в условиях кризиса 30-х годов ХХ столетия и попытках родителей и няни сохранить детям детство, невзирая ни на какие трудности, зритель увидел «полуводевильную» историю из довоенного времени с песнями, плясками, хорошим настроением и сплошным позитивом. Судя по успеху фильма, зрители жаждали видеть именно это, а не очередной негатив, коего в не слишком богатые 60-е было достаточно в реальной жизни. Но, вместо признательности за принесённый персонажу киноуспех, Памела Трэверс возненавидела Уолта Диснея и жёстко отказалась от дальнейшего сотрудничества, хотя лишние деньги к тому времени ей были бы совсем не лишние.

Биографы тех лет отмечают, что Памела Трэверс была едва ли не единственной женщиной, на которую почему-то не действовали чары обаятельного и пользовавшегося успехом у женщин Уолта Диснея. Было ли это тактичное «почему-то» данью политкорректности или биографы тоже не всё знали, сегодня уже не суть важно.

фрагмент мэри поппинс 1964

Что еще стоит сказать об авторе знаменитой книги про Мэри Поппинс? У Памелы был некоторый опыт воспитания чужих детей: однажды её попросили присмотреть за двумя соседскими малышами, для которых пришлось срочно придумать какую-нибудь занимательную историю. Придуманная на ходу история стала частью будущего сюжета книги. В почти 40-летнем возрасте она усыновила мальчика, который в компании с еще шестью братьями и сестрами оказался на попечении бабушки и дедушки – писателя-биографа Джозефа Гона, в силу возраста уже не «тянувших» такую нагрузку. Но это случилось уже после выхода в свет книги про Мэри Поппинс.

Кроме того, Памела увлекалась оккультизмом и, видимо, отсюда у её героини сверхнавыки перемещения в пространстве и преодоления законов физики без видимых к тому оснований. В завершение скажем, что Памела ни разу не была замужем и не имела своих детей, так что описанные в книгах перипетии семейной жизни знакомы ей лишь понаслышке. Но, как знать, сосредоточься Памела на создании собственной семьи и воспитании своих детей – хватило ли бы ей времени и вдохновения на создание шедевра, который радует многие поколения людей? И родилась ли бы тогда Мэри Поппинс, которая занимает и вдохновляет детей и их родителей по всему миру уже более восьми десятков лет?

актрисы сыгравшие мэри поппинс

Post Author: Ольга Обломова

Интернет-обозреватель, автор художественной прозы, в прошлом – тележурналист и автор телевизионных программ. Известна читателям по публикациям в журналах «Идель», «Сура», «Эдита», «Звезда Востока», «День литературы» и других. Пишу короткие рассказы, отдаю предпочтение лёгким литературным формам и юмористической прозе. Приглашаю на свою литературную страничку за хорошим настроением:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *