Когда кто-либо пытается описать творчество мексиканской художницы Фриды Кало одним словом, то чаще всего используется слово «неоднозначное». И, пожалуй, более точного определения большинству её картин даже не найти. Слишком много крови и грубого натурализма, слишком много схематических изображений и размазанных пятен, наводящих дилетантов на мысли об ограниченности арсенала технических приёмов. Но – нет, потому что наряду с «кровавыми» сюжетами из-под кисти Фриды Кало вышло немало изящных женских и женственных портретов, автопортретов, групповых изображений. В частности, портреты Алисии Галант, Евы Фредерик, Натальи Гельман, фридиной сестры Кристины.
Другими словами, техническая сторона подготовки художницы была на высшем уровне, однако почему-то слишком уж часто она отдавала предпочтение теме смерти, с особой жестокой изощренностью изображая кровь и физические страдания людей, в том числе свои собственные. Почему так? Видимо, ответ на этот вопрос стоит поискать в биографии самой художницы, судьба которой преподнесла ей немало испытаний.
«Когда жизнь страшнее, чем смерть…»
Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года. Несчастья преследовали будущую художницу с самого раннего детства. В 6-летнем возрасте она перенесла жесточайший полиомелит, после которого осталась хромой на всю жизнь, причем правая нога стала тоньше, чем левая. Невзирая на последствия болезни, Фрида нашла в себе мужество вести полноценную по возможности жизнь, поступить в «Препараторию» (аналог современных подготовительных курсов для поступающих в ВУЗ). И даже пыталась заниматься спортом, в том числе таким не совсем женским видом спорта, как бокс.
В 18 лет её постигло новое несчастье – автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Итогом стали сломанные рёбра, тройные переломы таза и позвоночника, 11 переломов правой ноги, проткнутые металлическими перилами автобуса живот и внутренние органы. Отметим, что на тот момент она уже была знакома со своим будущим супругом Диего Риверой, восхищалась его работами и, вероятно, им самим. О браке речь пока не шла, а вот о влиянии более взрослого, на 21 год старше Фриды мужчины на её формировавшееся мировоззрение можно говорить вполне уверенно. Будучи прикованной к больничной койке, она впервые взяла в руки кисть. Отец соорудил для нее подрамник, позволявший рисовать лежа, и принёс в больницу всё необходимое для работы. Вопреки пессимистичным прогнозам врачей, Фрида выжила и встала на ноги.
С тех пор Фрида Кало рисует постоянно. Сначала это были, в основном, автопортреты. Как полушутя заявила художница, она пишет саму себя потому, что проводит с собой очень много времени и хорошо знает тему. Действительно, многие месяцы в одиночестве на больничной койке не способствовали расширению круга общения, поэтому автопортреты были наиболее доступной формой творческого самовыражения.
В 1929 году Фрида и Диего поженились, а спустя год Фрида вновь оказалась в больнице, на этот раз с выкидышем. Сказались травмы, полученные в аварии: из-за переломов таза и поясничного отдела позвоночника, а также поврежденных органов брюшной полости нормальная беременность оказалась невозможной. Спустя пару лет история повторяется – вторая беременность заканчивается смертью плода и вынужденным абортом. Тогда-то в картинах Кало появляются первые «кровавые» сюжеты на тему смерти.
Наиболее известны её пронизанные натурализмом картины «Летающая кровать», «Моё рождение», «Раненный олень», изображенный с лицом Фриды Кало, «Самоубийство Дороти Хейл» и «Всего-то несколько царапин». «Царапины» написаны в 1935 году под впечатлением от газетной заметки об убийстве мужем жены на почве ревности. Собственное здоровье Фриды продолжало ухудшаться, и как раз накануне этого события ей ампутировали несколько пальцев ноги.
С тех пор доктора, лекарства и обезболивающие с всё возрастающей концентрацией наркотических веществ становятся постоянными спутниками её жизни. Здоровья не хватало даже на то, чтобы вести преподавательскую деятельность. В 1943 году Кало получила должность преподавателя художественной школы «Ла Эсмеральда», однако спустя несколько месяцев была вынуждена оставить преподавательскую работу и ограничиться надомными уроками рисования для своих учеников.
За один только 1950 год она перенесла семь операций на позвоночнике, но и они не смогли остановить прогрессирующее ухудшение здоровья – Фрида оказалась прикованной к инвалидной коляске. В 1953 году ей ампутировали ногу ниже колена из-за начавшейся гангрены. К слову, на её персональную выставку в том же 1953 году Фриду Кало доставили из больницы вместе с кроватью, которую поместили по центру выставочного зала. Весь вечер мужественная художница пила текилу, курила, шутила и пела под живой оркестр, приглашённый специально на её выставку. Отдельного внимания заслуживает само прибытие Фриды на собственную выставку: машиной «Скорой помощи» в сопровождении эскорта мотоциклистов. Этот перформанс потряс всю общественность, навсегда оставшись символом стойкости и готовности бороться до конца.
«Добило» художницу воспаление лёгких, развившееся в 1954 году. Хотя есть и версия передозировки обезболивающих, содержащих наркотические вещества. На такое предположение друзей и родственников Кало навела одна из последних записей в её дневнике: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь». Как было на самом деле, никто уже не узнает, так как вскрытие после смерти не проводилось. Фрида Кало ушла из жизни 13 июля 1954 года в возрасте 47 лет.
«Немного о личном…»
Когда идёт речь о мрачноватости и безысходности сюжетов многих картин Кало, следует заметить, что немалый вклад в такое положение дел внесла семейная жизнь Фриды. Как шутила она сама, в её жизни было «две аварии: первая – когда автобус врезался в трамвай, вторая – это Диего». Напомним, Диего Ривера – это супруг Фриды. На протяжении всей совместной жизни он, что называется, «ни в чём себе не отказывал», постоянно изменяя жене с молоденькими девушками и взрослыми женщинами. Так что душевные страдания, наносимые семейной жизнью и любимым мужчиной, тоже добавили пессимизма в картины Кало.
Справедливости ради стоит упомянуть, что Фрида тоже «не отставала» от своего ветреного супруга. Современники утверждают, что, невзирая на все недуги, у Фриды было немало любовников. В том числе российский революционер Лев Троцкий, остановившийся ненадолго в доме Кало и Риверы, испанский художник Хосе Бартоли и мексиканская певица Чавела Варгас, причём последнюю Фрида «делила» со своим мужем Диего.
В 1939 году супруги развелись, а в 1940-м поженились вновь. Интересно, что для повторного брака Фрида выдвинула условие: раздельные финансы и отсутствие интимных отношений. Диего согласился… Как считали современники, для него Фрида была намного больше, чем просто жена. Что, к слову, прослеживается и в сюжетах его картин. Но это уже тема для отдельной статьи…
Интернет-обозреватель, автор художественной прозы, в прошлом –
тележурналист и автор телевизионных программ. Известна читателям по
публикациям в журналах «Идель», «Сура», «Эдита», «Звезда Востока»,
«День литературы» и других. Пишу короткие рассказы, отдаю предпочтение
лёгким литературным формам и юмористической прозе.