Гиперактивный ребенок – это признак заболевания или следствие неправильного воспитания? Наверное, большинству из нас приходилось наблюдать – и хорошо, если только со стороны – как некоторые дети постоянно капризничают, устраивают истерики, с криком и слезами требуют купить им понравившуюся игрушку, постоянно носятся взад-вперёд, лезут на забор, в клумбу, фонтан, к бродячим собакам и так далее. В таких ситуациях невольно возникает вопрос: почему одни дети могут сидеть спокойно, если их об этом попросили взрослые, и понимают, что такое «можно» и «нельзя», а от других такого понимания добиться невозможно?
Сразу скажем, что единого диагноза на все случаи жизни не существует.
Причины гиперактивности могут быть разные: это может быть болезнь, вызванная повреждением отдельных участков головного мозга и сопровождающаяся отставанием в умственном развитии, это может быть синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ), и это может свидетельствовать о пробелах в воспитании.
Поэтому, если родители столкнулись с признаками гиперактивности у ребенка, то нужно обязательно обратиться к неврологу – только специалист может поставить точный диагноз и, вообще, разобраться, является ли наблюдаемое расстройство болезнью. И, независимо от вердикта врача, родителям предстоит долгая работа по адаптации ребенка к социуму с тем, чтобы он мог нормально учиться в школе, получать знания и социальные навыки.
Содержание
Признаки гиперактивности
Итак, какие же отклонения в поведении должны насторожить родителей и заставить обратиться к врачу? Таких признаков несколько.
Проявления гиперактивности:
- Неспособность долго сидеть на месте.
- Неконтролируемые движения кистей и ступней, ёрзание, извивание.
- Постоянные бесцельные движения (прыжки, попытки куда-то залезть).
- Избыточная шумность и болтливость.
- Неспособность сосредоточиться на каком-либо занятии.
На самом деле, способность сосредоточиться ненадолго на одном занятии – складывании кубиков, строении пирамидки и других простых действиях – должна сформироваться у детей уже к полутора-двум годам. Если этого не произошло – это уже первый тревожный звоночек, который должен насторожить. Если к двум годам наблюдаются все перечисленные признаки – нужно срочно начинать работу по коррекции поведения, даже если окончательный диагноз не поставлен.
Для справки: доктора зачастую не берутся поставить окончательный диагноз до 6 лет, пока не пройдут все процессы созревания, формирования основных психомоторных функций и не появится возможность оценить, насколько ребенок готов к нормальному обучению в обычной общеобразовательной школе.
Как корректировать гиперактивность
Первое и главное – помнить: никакого крика и паники! Дети в раннем дошкольном возрасте вовсю копируют взрослых и, если выбудете кричать и паниковать, то ребенок будет копировать именно эту модель поведения, еще больше усугубляя свою гиперактивность и её проявления – истерики, крики, вопли, неусидчивость и прочее.
Синдром дефицита внимания или гиперактивность
Во-вторых, не просто так медицина объединяет в единый синдром дефицит внимания и гиперактивность. Неспособность детей заинтересоваться каким-либо занятием и сосредоточиться на нём – прямое следствие того, что родители и не пытались заниматься ребенком, увлечь его чем-либо, общаться с ним и объяснять явления окружающего мира.
Недостаточно просто вручить игрушку и потом констатировать, что ребенок бросил её через две минуты – нужно рассказать, как с ней можно поиграть, зачем она нужна и так далее. Даже самому маленькому человечку можно и нужно давать дозированную информацию об окружающей природе. Например, что вода – мокрая, снег – холодный, а когда снег растает – он превратится в воду и станет мокрым. В семьях, где родители общаются с детьми с самого раннего возраста, жёсткие проявления гиперактивности встречаются намного реже, чем в семьях, где папа вечно занят, а мама постоянно болтает с подругами по телефону.
Четкость и последовательность — спасение в задаче развития гиперактивного ребенка
В-третьих, в семье, где растёт гиперактивный ребенок, должен быть чёткий распорядок дня. В принципе, он должен быть везде, но для детей с гиперактивностью – в первую очередь. Так, время подъёма и отхода ко сну должно быть зафиксировано, и для этого должны быть созданы условия – в частности, тишина, начиная с 21:00, даже если вам еще требуется посидеть с документами и ответить на деловую переписку по работе.
Время приёма пищи также должно быть фиксированным, но без фанатизма: если ребенок не желает обедать в назначенный час – не настаивайте, но и не разрешайте бесконечные перекусы и беготню к холодильнику до ужина. Оптимально, если вы на всё послеобеденное время вплоть до ужина отправите его на прогулку на свежем воздухе или отведете в спортивную секцию, если ему уже исполнилось три годика. Другими словами, доступа к еде вне расписания не должно быть, вообще, потому что режим дня для коррекции поведения ребенка с гиперактивностью – важнейшее базовое условие.
Направить энергию в правильное русло: двигаться, спорт, танцы и подобное
Четвёртый, не менее важный пункт – принять меры к тому, чтобы направить гиперактивность ребенка в конструктивное русло. Так, следует чётко обозначить пространство, в котором ребенок может делать всё, что ему заблагорассудится. Если малыш совсем маленький – это может быть комната, где подняты наверх все бьющиеся предметы, закрыты все острые углы мебели, окна задернуты жалюзи, а на полу – мягкое покрытие, лучше спортивные маты. Тогда вас не будет нервировать то, что он скачет, кувыркается, ползает и бегает, потому что вы будете знать, что малыш не навредит ни себе, ни квартирному интерьеру.
Если ребенок подрос – ищите спортивную секцию, причём не ставьте себе и тренеру сверхзадач вроде вырастить чемпиона. Вполне достаточно, если ребенок будет «растрясать» часть своей энергии на тренировках, и возвращаться домой хоть чуточку уставшим. И, конечно, уберите в квартире с видных мест утюг, плойку, электрогриль и всё, что можно включить – уговоры для гиперактивного ребенка будут неэффективны.
Что такое «синдром обесценивания»
А вот чего нельзя позволять ребенку – так это шантажировать вас и каким-либо образом «обесценивать» вас и других членов семьи. Что это значит в практическом применении? Если ребенок бьётся в истерике посреди торгового центра с требованием купить ему игрушку – просто поднимите его с пола и уведите в спокойное безлюдное место. Когда малыш успокоится, объясните ему, что такими методами и таким поведением он не добьётся от вас ничего – то есть от слова совсем – и никогда. Важно, чтобы этой модели поведения придерживались все члены семьи и на «фокус» с истерикой не повелась сердобольная бабушка.
Та же схема поведения обязательна при первых признаках «синдрома обесценивания». Если ребенок взялся обзывать и оскорблять домочадцев – спокойно и чётко объясняйте ему, что этого делать нельзя, иначе за этим последует наказание (не получит игрушку, конфету, не будет смотреть мультфильм и так далее). Если после наказания последовала истерика – мы с вами уже разобрались, что вам делать в случае истерики.
И не надо вот этого вот «онижедети» и тем более гиперактивные. Гиперактивные дети такие же шалуны, только в большей степени, и также родителей испытывают
Медикаметозное лечение гиперактивности
Для того чтобы помочь ребенку справиться с последствиями гиперактивности – неумением сосредоточиться, воспринять информацию, подготовить домашние задания к урокам – врач может назначить корректирующий лекарственный препарат.
Если ребенку назначено лечение – родители обязаны соблюдать рекомендации врача и обеспечивать своевременный приём лекарств ребенком. Как правило, после нескольких лет лечения препарат отменяют, и дети уже в состоянии адаптироваться к процессу обучения, усваивать учебный материал и адекватно вести себя в социуме. Это полностью реально, если у вас гиперактивный ребенок, и вы вовремя обратились к врачу, выполнили все рекомендации, в том числе как увлечь детей без крика и паники каким-либо занятием.
И помните, что главная опасность для неокрепшей детской психики – это неокрепшая взрослая! Так что терпения вам и здоровья – вашим детям!
Следующая статья о гиперактивности: 14 признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Занимаюсь маркетингом и продвижением корпоративных сайтов, блогов и интернет-магазинов, брендов. Иногда пишу и творю тут, на моем ресурсе.