О сторителлинге более детально можно узнать из этой статьи или их этого материала.
Компоненты сторителлинга из книги «Сторителлинг в бизнесе.Как разговаривать с людьми, чтобы вас слушали» Джо Лазаускас и Шейн Сноу
Перейдем сразу к компонентам. На примере «Звездных войн»
Компоненты эффективного сторителлинга
Компонент 1. Соотносимость
Приключениям «Звездных войн» свойственно что-то глубоко человеческое, они увлекательны, но чтобы понять по настоящему причины небывалой популярности этого фильма, нужно принять во внимание культуру, в которой он создавался.
«Звездные войны» — это вселенная, собранная из хорошо известных зрителю деталей. Несмотря на то. что главными действующими лицами выступают инопланетные существа, давным-давно жившие в очень-очень далекой галактике, этот фильм обладает первым и, наверное, главным компонентом успешной истории — соотносимостью.
Наш мозг враждебно,…, воспринимает необычные для него явления. Он не может расслабиться до такой степени, чтобы спокойно воспринимать историю, повествующую о чем-то непонятном и неактуальном для него.Зато нас легко увлекают истории, где мы в каких-то деталях узнаем себя.Чтобы наш мозг не отвергал чужеродные для него детали фильма, сначала нужно было заинтересовать его чем-то знакомым и понятным.И чем больше в истории таких деталей, которые перекликаются с нашей собственной действительностью, тем выше шансы, что мы увлечемся.
Для примера можно взять любой сайт вирусного контента. Авторы рассматривают сайт BuzzFeed.
Один из секретов BuzzFeed и многих подобных ему успешных вирусных сайтов кроется в том, что они ориентируют каждую их своих историй не на широкий круг читателей, а на одну узкую группу и ставят на то, что члены этой группы стремительно начнут делиться историей со всеми своими знакомыми.
Вот почему истории с ярким главным героем обладают такой силой воздействия, и вот почему нашими любимыми становятся те персонажи, которые напоминают нам самих себя или наших близких.
Мы лишний раз убеждаемся в том, что больше всего нас цепляют истории,связанные с чем-то из нашего прошлого.
Рекомендуем по теме:
Хотите продавать много — используйте сторителлинг и продающие истории
Когда умрет сторителлинг и при чем тут продажи
Компонент 2. Новизна
Наш мозг запрограммирован на новизну.С точки зрения эволюции мы обращаем внимание на все непривычное, потому что нужно определить, представляет ли оно угрозу. Это же часть механизма выживания.
Лучшие истории сначала нас заинтересовывают своей актуальностью, а потом удерживают этот интерес за счет новизны.Сначала они заставляют аудиторию расслабиться — благодаря какому-то персонажу, декорациям или понятным нам обстоятельствам, а затем водят в сюжет что-то новое — самое увлекательное.
Резонный вопрос: если для успеха истории настолько важно новизна, почему Голливуд клепает такое количество сиквелов?
Все дело в рисках. Сиквелы выпускают только в том случае, если оригинальный фильм был крайне успешен.Если у оригинального кино шансы стать успешным хитом достаточно малы, то сиквел на основе хита с большой долей вероятности привлечен внимание аудитории. То есть сиквелы — это менее рискованная инвестиция.
Компонент 3. Напряженность
Некоторые этот компонент называют конфликтом, некоторые интригой. Но, как ни называй, именно напряженность превращает хорошую историю в превосходную.
Этот компонент присутствует в самых выдающихся сюжетах в истории человечества: накал страстей, загадка, трудный выбор, невероятные стечения обстоятельств. Именно он заставляет нас приклеиться к месту, как бы сильно не хотелось в туалет.
Задолго до создания «Звездных воин» Аристотель говорит о ключевой роли напряженности в искусстве риторики. Он говорил, что в хорошей истории описываются две действительности: фактическая и возможная. Именно разрыв между реальным и потенциальным создает напряженность, из него рождается история.
Задача рассказчика — закрыть этот разрыв и создать новый. И так снова и снова, пока история не подойдет к концу.
Компонент 4. Плавность
Авторы, способные упростить научный текст до уровня неподготовленного обывателя, добиваются большего успеха среди читателей, чем их коллеги, пишущие практически научным языком.
Это и есть наш четвертый компонент эффективного сторителлинга. Мы называем его плавностью.
Суть его с свое время сформулировала одна из любимых преподавательниц Шейна по журналистике: «Хорошо написанный текст подгоняет читателя».
Она была права. Читая хорошо написанную историю, вы не думаете ни о выборе слов, ни о логичности самой истории. Хороший рассказчик будет формулировать свои идеи на таком уровне, чтобы вам не пришлось лишний раз спотыкаться на непонятных словах.
Хороший рассказчик — в фильме, в романе или в устном выступлении — привлекает нас соотносимостью, удерживает наше внимание новизной, интригует напряженностью и далее ведет повествование таким образом, чтобы нам не приходилось задумываться ни о чем другом, кроме сюжета.
И в заключение. Независимо от того, где мы рассказываем свою историю (в Twitter, книге, блоге, с телеэкрана или просто в баре с друзьями), наша задача — сделать так, чтобы каждый ее кусочек максимально эффективно перетекал в следующий. Никто этого не заметит и не похвалит — но в том и смысл. Когда ты бегло разговариваешь на языке, собеседник обращает внимание только на одно — на смысл твоего текста.
Занимаюсь маркетингом и продвижением корпоративных сайтов, блогов и интернет-магазинов, брендов. Иногда пишу и творю тут, на моем ресурсе.