Вы считаете, что вышивка – это удел пенсионерок и обязанность, которую давно пора передать в ведение станков с цифровым программным управлением? Значит, вы пока не знакомы с работами Франсуа Лесажа – известнейшего в модных кругах французского вышивальщика, за свою жизнь украсившего своими вышивками порядка 15 тысяч нарядов. И это только то, что сохранилось в коллекции модного дома «Лесаж». И, заметьте, все эти вышивки сделаны вручную.
Забегая вперед, скажем, что в «Школу вышивки», созданную Франсуа Лесажем в 1992 году и функционирующую по сей день, стремятся попасть из многих стран мира, причём мужчин там даже больше, чем женщин. Хотя каждый курс обучения в Ecole Lesage стоит порядка тысячи евро, а чтобы стать специалистом, нужно пройти шесть уровней обучения и освоить три уровня интерьерной вышивки, то есть вышивки по занавесям, мягкой мебели и так далее.
Кто такой Франсуа Лесаж?
При всей известности Франсуа Лесажа в мире высокой моды, за пределами модных кругов его знают не достаточно хорошо. Может, потому что вышивку мало кто воспринимает отдельно от наряда и задумывается, что её выполняют где-то за пределами модного дома, представившего коллекцию. А может, из-за природной скромности самого Лесажа, который при всей своей одарённости считал себя просто ремесленником, обязанным самую сложную идею воплотить в доступных материалах.
Известны случаи, когда Ив Сен-Лоран попросил у Лесажа «змей, крокодилов и аллигаторов», а Клод Монтана без особых пояснений заявил, что ему «срочно нужен песок». И даже такие абстрактные «технические задания» находили идеальное воплощение в талантливых руках Лесажа. Великому мастеру великолепно удавались интерпретации сюжетов картин великих художников – например, Шагала или Ван-Гога – которые он с успехом реализовывал вышивкой.
Ещё Лесаж сотрудничал с Кристианом Лакруа и Карлом Лагерфельдом, Пьером Бальман и Жан-Полем Готье, многими другими дизайнерами и модельерами. Работая в США, он «обшивал» Марлен Дитрих и Аву Гарднер, желавших украсить свои наряды филигранной вышивкой, а также бесчисленное множество клиенток из числа жён богатых людей. Знаменитые слова Лагерфельда «вышивка – значит, Лесаж» как бы подытожили все усилия и наработки Лесажа в мире высокой моды. Однако не всегда всё было так гладко.
Из истории Дома Lesage
Итак, заглянем ненадолго в закулисье высокой моды. В середине XIX века в Париже была чрезвычайно популярна мастерская ручной вышивки под названием Maison Michonet («Дом Мишоне»). В числе заказчиков была вся местная знать – точнее, жёны сильных мира сего. Благо, в те годы среди представительниц высшего света было модно иметь платье на каждый случай жизни – вечернее, утреннее, для моциона, похода в магазин, театр – и дамы меняли наряды по нескольку раз в день. Разумеется, каждый наряд должен был смотреться шикарно, и каждое платье, шляпка, сумочка, перчатки, пояс и даже комплекты нижнего белья украшались вышивкой. Как гласит легенда, самой привередливой клиенткой Maison Michonet была актриса Сара Бернар.
Обслуживать растущий поток заказов было всё сложнее, и в 20-е годы ХХ века Мишони взял в компаньоны Альберта Лесажа – отца Франсуа Лесажа. Бизнес процветал вплоть до Второй Мировой войны, Франсуа, появившийся на свет в 1929 году, перенимал мастерство старших, однако с началом войны наступили тяжелые времена. Большинство оптовых заказчиков – модных домов – просто закрылись, а представители знатного сословия предпочли выехать из страны.
Заказов становится настолько мало, что денег едва хватает рассчитываться с работниками, а молодому Франсуа попросту «не хватает пространства», чтобы продемонстрировать свой ищущий выхода талант. Тогда было решено отправить Франсуа в Америку к крестной, державшей Дом моды. Взяв с собой образцы вышивки, молодой Франсуа активно включается в работу, обучает мастерству ручной вышивки несколько кубинских мигранток, и заметно оживляет бизнес крёстной, который, впрочем, и так развивался стабильно.
Тем временем в Париже даже после окончания войны Альберту Лесажу не удаётся вернуть прежние объемы заказов. Вскоре он умирает, а прилетевший на похороны отца Франсуа остаётся руководить Домом Lesage. «Шайбой на клюшку» стал взлёт коллекций Кристиана Диора – тогда в погоне за успехом легендарного кутюрье модные дома создавали десятки коллекций в сезон, и все они нуждались в изысканном украшении вышивкой. Европа постепенно отошла от ужасов войны, и красивые наряды стали вполне доступны среднему классу, что сгенерировало новую волну заказов и для знаменитых кутюрье, и для Дома Лесажа.
Однако со смертью Кристиана Диора в 1957 года заканчивается эпоха «haute couture» и начинается эпоха «prêt-à-porter», не столь требовательная к изысканным украшениям и означающая падение спроса на вышивку. Ещё в юности освоивший эконом-режим ведения бизнеса Франсуа, в принципе, выжил в сложившихся обстоятельствах. Однако даже не скрывал своего недовольства новшествами мира высокой моды: упрощением моделей, удешевлением производства, засильем маркетинга и заменой контингента «первых кресел» на показах. С некоторых пор самыми желанными гостями показов стали отнюдь не потенциальные заказчики из числа богатых людей, а журналисты модных изданий, призванные «разнести» фотографии новых моделей по всему свету и привлечь намного большее число покупателей, нежели могут вместить первые ряды даже самого большого зала.
Сам Лесаж всегда был изрядно «закрыт» от посторонних: в свой кабинет он не пускал никого, в мастерские – тоже, а единственное исключение было сделано в 2001 году для журнала ЕLLE. К слову, школа вышивки Ecole Lesage тоже была открыта не столько из желания Лесажа поделиться знаниями, сколько в угоду веяниям времени и необходимости поиска новых источников дохода. Тем не менее, в 2002 году Лесаж вынужден был продать свою мастерскую модному дому Chanel. Впрочем, великий мастер оставался «у руля» созданного им царства вплоть до самой смерти в 2011 году.
Отчасти его дело продолжает сын Жана-Франсуа Лесаж, переехавший жить в Индию много лет назад. Правда, Жан-Франсуа более специализируется на интерьерной вышивке, создавая симбиоз французских и индийских традиций оформления интерьера вышивкой. За основу он взял образцы и эскизы, подаренные ему отцом. Так что дело Франсуа Лесажа продолжает жить от Европы до Индии. А многочисленные ученики Ecole Lesage тиражируют его традиции на всех континентах.
В статье использованы фото из сайта kulturologia.ru
Интернет-обозреватель, автор художественной прозы, в прошлом –
тележурналист и автор телевизионных программ. Известна читателям по
публикациям в журналах «Идель», «Сура», «Эдита», «Звезда Востока»,
«День литературы» и других. Пишу короткие рассказы, отдаю предпочтение
лёгким литературным формам и юмористической прозе.