SLOVESA — журнал о развитии

Наша фишка — креативность

Вас может заинтересовать

Метки

1 вересня (2) 1 сенября (2) instagram продвижение (2) Ожирение (3) аллергия (4) бальзам для губ (2) бренд (7) гиперпигментация (3) диета для похудения (2) завтрак (3) инстаграм (2) инсулин (4) инсулинорезистентность (6) как похудеть (4) кетогенная диета (3) кето диета (3) кислотный пилинг для лица очищение лица (2) кисти для макияжа (2) кокосовое масло для волос (2) конструктор в подарок (2) кортизол (2) краткосрочное голодание (2) мелазма (2) меланодермия (2) мода (2) отеки при беременности (2) отек лица (2) отечность (2) очищение кожи (3) пигментация кожи (2) подборки фильмов (4) полезные завтраки (2) резистентность к инсулину (3) ретинол (2) сахарный диабет (3) сахарный диабет 2 типа (2) сухая кожа (3) творчество (3) тестостерон (2) тревожность (2) устойчивость к инсулину (2) физическая активность (2) что подарить девушке на день влюбленных (2) что подарить ребенку (2) что посмотреть на выходных (3)

Что еще интересного

Время, память и воспоминания в романе «В поисках утраченного времени»

Время, память и воспоминания в романе «В поисках утраченного времени»

Марсель Пруст, или же Валентен Луи Жорж Эжен Марсель Пруст, подарил миру литературы семитомный роман-эпопею «В поисках утраченного времени». Это полуавтобиографическая история, которая состоит из 3 200 страниц и 1,5 млн слов, и 2000 персонажей. Некоторых из них автор срисовывал с реальных людей.

Французский писатель-модернист начал работу над ним в период между 1907 и 1909 годами, хотя первые сюжетные линии были созданы еще в 1895 году. Дальше был длительный путь из написания, редактирования, попыток публикации романа. Марсель Пруст работал над своим главным произведением вплоть до самой смерти в 1922 году.

Сегодня цикл романов «В поисках утраченного времени» знают во всем мире, он входит в список «100 книг века по версии Le Monde», и  старшеклассники изучают его на уроках зарубежной литературы. Но мы хотим рассказать вам не о сюжете или персонажах легендарной книги Марселя Пруста, а о более тонких материях. Мало кто понимает до прочтения книги, что именно Время, Память и Воспоминания стали главными героями эпопеи. И одна из особенностей композиции романа — использование приема непроизвольной памяти.

Марсель Пруст

Виды памяти в романе Марселя Пруста

Память — это психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, дает возможность его повторного применения в жизнедеятельности человека. Одна из важнейших способностей нашей психики. Однако ее природа сложна и противоречива, и поэтому это свойство исследуется с давних веков и по сегодняшний день. Но писатели часто прибегают к таким приемам как воспоминания, ассоциации, аллюзии, которые напрямую связаны с человеческой способностью запоминать.

В романе-эпопее «В поисках утраченного времени» Пруст использовал как художественные приемы несколько видов памяти:

  • непроизвольную — информация запоминается без специальных приемов заучивания, во время выполнения определенных действий или работы с информацией. В отличии от произвольной, где заучивание идет целенаправленно;
  • долговременную — то, что запоминается кратковременной памятью недолговечно, в то время как события, оставшиеся в долговременной памяти, запоминаются надолго и могут быть восстановлены через много лет;
  • эмоциональную — память на чувства, которые выступают стимулом к ​​деятельности;
  • образную — память на представления: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная;

Фрагмент рукописи Марселя Пруста

Память и воспоминания в романе Пруста

Мало кто знает, что Марсель Пруст работал над главным романом в своей жизни взаперти, в изоляции от внешнего мира через сильнейшие приступы астмы. Именно в четырех стенах он воссоздавал мир, в котором ему когда-то было очень комфортно. История в произведении излагается от первого лица, а сам рассказчик очень похож на автора. От magnum opus Пруста не стоит ожидать сюжета в традиционном понимании слова или хронологической последовательности событий. Но можно получить колоссальное удовольствие от описанных деталей.

Писатель создает в «В поисках утраченного времени» эпопею внутреннего мира человека, сознание которого состоит из душевных движений и личных впечатлений. Внимание писателя сосредоточено не в отражении реальных событий, а на звуках, цветах, запахах — на тех мелочах, которые складываются в образы, события. Раскрывая реальный мир через память, воображение, Пруст создает «новую» реальность, новый мир. И главным для автора становится отражение самого процесса его появления. Произведение разворачивается в памяти рассказчика, сближенного с автором. В романе память становится той силой, которая оживляет прошлое, «потерянное время».

Между изображаемым писателем часто нет логических связей, только ассоциативные. Для создания образа Марселя, главного персонажа, автор использует сложные интересные ассоциации, характеризующий много фантазию герою. Его мышление также очень сложное, ассоциативное. Поток сознания рассказывает о времени, о ситуации, о самом Марселя, о том, какой он. И это все в бесконечном потоке повествования. Роман Пруста — это непрерывный поток сознания.

Очень часто вспоминают отрывок из романа «В поисках утраченного времени» о печенье Мадлен. Его запах рано утром вызывает у Марселя море ассоциаций и относит в далекое детство. От вкуса поджаренного хлеба в голове рассказчика вырастает целый сад из апельсиновых деревьев и герани, и воспоминания о чаепитии с дедушкой.  Неровные плитки на мостовой напоминают о венецианской площади Святого Марка. Сван, один из главных персонажей романа, услышав музыкальную фразу из сонаты Вентейля, вспоминает о своей возлюбленной Одетте. Хотя на самом деле он влюблен не в нее, реальную женщину, а в образ из картин Ботичелли. Одетта — лишь напоминание о нем.

печенье Мадлен

Эти эпизоды давно стали хрестоматийными. Но они далеко не единственные, где автор пользуется силой воспоминаний, чтобы воссоздать  и материальный мир, и ушедшее время, и тонкие душевные переживания героев. Память здесь выступает как главный способ построения писателем потока сознания. А время для Пруста и его героев состоит из памяти, чувств и переживаний.

Идея непроизвольной памяти, то есть всплытия в памяти воспоминаний определенными событиями через дальние и не совсем понятные цепочки ассоциаций, благодаря роману Пруста получила самостоятельную жизнь в психологии. Такой тип памяти даже назвали «прустовским».

Лучшее, что хранится в тайниках нашей памяти, — вне нас; оно — в порыве ветра с дождем, в нежилом запахе комнаты или в запахе первой вспышки огня в очаге, — всюду, где мы вновь обнаруживаем ту частицу нас самих, которой наше сознание не пользовалось и оттого пренебрегало, остаток прошлого, самый лучший, тот, что обладает способностью, когда мы уже как будто бы выплакались, все-таки довести нас до слез.

Фото обложки — коллаж Антонелло Сильверини

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Читайте x