Говорим о деньгах с детьми

Как объяснить ребенку, что у вас нет денег на новую игрушку, или Разговоры с детьми о деньгах

Разговоры с детьми о деньгах, как правило, сложны и почти всегда не слишком приятны. Особенно, если разговаривать приходится с маленьким ребенком, у которого слово «хочу» является чуть ли не самым главным в лексиконе. Дело даже не в детском эгоизме, что свойственно раннему детскому возрасту, а в том, что дети объективно пока не могут зарабатывать сами и полностью зависят в своих «хотелках» от взрослых.

Что рассказать ребенку о деньгах

Современные дети хотят всё и сразу: конфеты, мороженное, куклу, машинку, конструктор, дрон, велосипед. И это только начало, потому что в школе они уже будут хотеть новые джинсы, кроссовки, ноутбук, айфон, скейт, электросамокат и учиться за рубежом. Чтобы общение по всем этим вопросам было адекватным, лучше, если вы с самого раннего детства выберете правильную стратегию разговора о деньгах и тактику отказов, которые, поверьте, неизбежны даже в очень обеспеченных семьях.


Читайте также: Высказывания о деньгах и успехе


Как общаться с самыми маленькими

Детский истошный рёв на весь торговый центр, визгливое «хочу» и «купи», молодая мама, которая пытается оттащить извивающееся и падающее на пол дитя от витрины с игрушками.

Думается, такое приходилось наблюдать многим. Причем как объяснить ребенку, что у вас нет денег на новую игрушку, не понятно. Двух- трехлетнему ребенку рассказывать про деньги практически бесполезно, потому что в этом возрасте дети еще не способны мыслить абстрактными категориями вроде «зарплата», «цена», «стоимость», «бюджет семьи».

Если родители хотят приучить ребенка к тому, что существует слово «нет», начинать это делать нужно с самого рождения.

Так, большинство психологов не рекомендует бежать и брать ребенка на руки каждый раз, как только он заплачет. Иначе у него формируется условный рефлекс: хочешь что-то получить, значит, плачь, и погромче. Гораздо правильнее будет отвлечь внимание плачущего ребенка на что-то интересное: полетела птичка, побежала собачка, посмотри, какая красивая картинка.

Брать на руки стоит только тогда, когда ребенок спокоен, но делать это регулярно, чтобы у него формировалось чувство безопасности и спокойная здоровая психика. В этом случае он просто никогда не устроит истерику из-за такой мелочи, как игрушка, которую ему не купили немедленно. А вы уже знаете, как отвлечь его внимание на что-то интересное.


Читайте также: Фильмы о деньгах и успехе


Как снизить значимость

Дети подражают взрослым. И с тех пор, как только они начинают понимать взрослую речь, они понемногу усваивают ценности, транслируемые в словесной форме. Если ваши любимые темы для разговора «денег нет», «купить не на что», «как дожить до зарплаты», «это пальто такое дорогое», «опять подорожало мясо», у ребенка сформируется неадекватное представление о деньгах как чем-то таком, что заполняет жизнь человека целиком и полностью.

Кроме того, постоянная тревога родителей на тему денег передаётся детям, и они уже начинают проверять взрослых на прочность просьбами о покупках, которые самим детям не всегда нужны.

Если хотите, что ребенок воспринимал покупки адекватно и понимал, что в этой жизни есть много чего важнее и интереснее, чем игрушки и деньги, фильтруйте темы для разговора в его присутствии.

Дети подражают взрослым, и, если вы вместо денег будете обсуждать спортивные соревнования, систему тренировок по фитнесу, театральную премьеру или новую выставку в музее, у ребенка будет более спокойная психика и адекватная система ценностей.

Как сказать «нет» правильно

Но, даже самый спокойный ребенок в один «не» прекрасный момент, когда денег нет от слова «совсем», может захотеть новую игрушку, самокат, коньки, что-нибудь ещё.

Отвлечь пяти- шестилетнего ребенка птичкой или собачкой уже не получится, поэтому придется говорить, как есть. Тут есть несколько важных правил.

Топ-7 правил, как говорить с ребенком о деньгах:

  1. Всегда объясняйте, почему вы не можете купить ему понравившуюся игрушку. Не просто «нет», а потому, что вам ещё нужно купить молоко, сыр, мясо, и, если вы потратите деньги на игрушку, всей семье (и ребенку тоже!) будет нечего кушать.
  2. Избегайте абстрактных объяснений вроде «мы тебе уже купили машинку, поэтому самокат покупать не будем». Детский мозг объективно не способен дополнить эту логическую цепочку самостоятельно и понять, что деньги закончились после покупки машинки.
  3. Объясняйте, что деньги – это ограниченный исчерпаемый ресурс, и их не может быть «сколько хочешь». Если просьба застала врасплох, объясните, что «сейчас денег нет, но мы постараемся купить это позже, когда деньги будут». Далее стоит объяснить, откуда берутся деньги, почему их может не быть сейчас, но они могут появиться позже, что такое зарплата, пенсия и т.д.
  4. Рассказывайте, что такое первоочередные траты, без которых нельзя обойтись (еда, поездки в транспорте, плата за воду и свет), а какие покупки совершаются только тогда, когда остались деньги от первоочередных трат (игрушки для ребенка, косметика для мамы, новые удочки для папы). Важно приучить ребенка к мысли, что потребности есть не только у него, но и у других членов семьи.
  5. Воздержитесь от обвинений и нелогичных противопоставлений вроде «у меня шубы нет, а тебе игрушки подавай». Ребенок не виноват в том, что у вас нет шубы и он при этом хочет игрушку. Кроме того, у него может сформироваться неправильное понимание соотношения цен на шубу и игрушку, что затруднит ваш диалог о покупках в будущем.
  6. Когда выдаете карманные деньги, обязательно объясняйте, на какой срок вы их даете, и когда будет следующий транш. Да, начинать объяснять сложные экономические термины простыми словами можно уже с 8-9 лет, а давать карманные деньги – начиная со школьного возраста. Объясните, что эту сумму вы даете ребенку на неделю, что он может потратить ее на своё усмотрение сразу или частями, но до следующего понедельника денег больше не будет.
  7. Научитесь без агрессии отвечать на неудобные вопросы ребенка вроде «почему Пете купили 5 игрушечных машинок, а мне только одну?» Ни в коем случае не обзывайте семью Пети ворами или бандитами, даже если это так и есть. Просто объясните, что разные профессии оплачиваются по-разному. Например, что папа Пети банкир, а наш папа инженер, и поскольку банкир зарабатывает больше, чем инженер, то и денег в семье Пети на игрушки тоже больше.

К слову, разговоры с детьми о деньгах в контексте разной оплаты разных профессий могут стать хорошим «мостиком» к теме важности хорошей учёбы как основы для получения высокооплачиваемой работы в будущем.

Благо, сегодня проще сложить эту цепочку, чем, к примеру, в лихие 90-е, когда миллионами ворочали вчерашние двоечники. Сегодня два высших образования и свободный английский есть у многих бизнесменов, а в банковском и IT-секторе без хороших знаний, вообще, делать нечего.

Думается, вам, в целом, понятно, как объяснить ребенку, что у вас нет денег на новую игрушку. Мы желаем любви и понимания в ваших семьях. А также того, чтобы слова «нет денег» звучали в вашей жизни как можно реже!

Читайте также: Успех и карьера против призвания: кто кого?

Подпишись на наш канал

Post Author: Таня Нестеренко

Занимаюсь маркетингом и продвижением сайтов (корпоративных сайтов, блогов и интернет-магазинов), брендов. Иногда пишу и творю тут, на моем ресурсе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *