Дети любят рисовать (и почему рисование столь полезно ребенку — читайте по ссылке), и это здорово! Это весело и интересно для самого малыша. Это развитие мелкой моторики пальцев рук, что помогает образованию нейронных связей в мозгу и развитию интеллекта маленького человечка. Это отличная память для родителей о детстве своего любимого чада. И, конечно, это возможность сделать кое-какие выводы о характере ребенка. Дети непосредственны и то, что рисует ребенок, часто напрямую отражает его знания и представления о жизни, его эмоции и отношение к различным событиям.
Как понять, что означают рисунки детей? Может ли анализ рисунка ребенка показать, что у него какие-то проблемы? Мы не призываем впадать в панику просто из-за того, что ребенок взял и нарисовал что-то простым карандашом, если рядом лежит коробка цветных. Однако на некоторые нюансы его творчества стоит обратить внимание и, возможно, обратиться к психологу.
Содержание
Анализ детского рисунка: как делать?
Начнем с того, что есть какой-то смысл анализировать рисунки детей лишь начиная с момента, когда они, в принципе, научатся уверенно держать карандаш или фломастер. Это обычно происходит после трёх лет, иногда позже. Самые первые каракули 3-4-летнего малыша обычно не значат ничего, кроме наличия желания рисовать. Вплоть до того, что юный художник сначала рисует, а потом не может объяснить, что это такое. А вот рисунок малыша5-6 лет уже может рассказать о многом. Итак, на что же следует обратить внимание, анализируя рисунок ребенка?
На что обращать внимание в рисунках детей:
- Кого или что рисует ребенок чаще всего – людей, животных, себя, цветы, деревья, облака, дома, машины. Если на всех рисунках исключительно неодушевленные предметы, это повод заподозрить нехватку общения у ребенка и разобраться в причинах.
- Какими цветами обычно рисует ребенок – темными или светлыми, кричаще-яркими или пастельными, использует 2-3 цвета или все 7 карандашей из набора. Разумеется, анализ нужно вести с учетом сюжета рисунка и адекватности передачи образа. Если нарисован лес, полностью логично, что он будет зеленым.
- Как располагается рисунок – занимает весь лист или две трети, объекты «скучены» с одной стороны или вовсе не поместились на листике. При анализе следует брать во внимание сложность сюжета. Если не поместилась батальная сцена с участием танков, пушек, самолетов и десятков солдат с каждой стороны, это одно, а если ребенок не в состоянии рассчитать пространство листа, чтобы изобразить домик, деревце и солнышко, это другое.
- Как сильно нажимает ребенок на карандаши или фломастер – очень сильный нажим, как и слишком слабый, это повод насторожиться.
Весьма информативным может быть как анализ рисунка ребенка, который он сделал по своей инициативе, так и то, что он нарисовал по просьбе взрослых.
Например, если его попросили нарисовать свою семью, самого себя, воспитательницу в садике или детей в группе, с которыми он чаще всего играет. Особо отметим, что во всех случаях следует оказывать моральную поддержку ребенку и поощрять его творчество, даже если увиденное на рисунке вас не обрадовало.
Анализ рисунка ребенка: что должно встревожить?
Да, в некоторых случаях детский рисунок вам может очень сильно не понравиться, и дело не только в пока что слабой художественной подготовке творца. Традиционно советуют настораживаться при избытке красного и черного, хотя часто это лишь отражение того, что ребенок видит вокруг.
Например, темная одежда людей зимой, красное платье у мамы и так далее. На самом деле, лучше всего анализировать сразу несколько рисунков, потому что только при повторяющихся нюансах можно делать вывод о наличии закономерностей.
Топ-7 поводов насторожиться, глядя на детский рисунок:
- Ребенок никогда не рисует людей и животных – обычно это свидетельство дефицита общения, который может быть вызван как стеснительностью ребенка, так и указывать на неврологические нарушения аутического характера. Желательна консультация психолога. Читайте тут — Что нужно знать об аутизме.
- Ребенок рисует руки и ноги отдельно от тела человека, лапы и хвост отдельно от туловища кота или собаки. Это может свидетельствовать о личностной дезорганизации и даже психических нарушениях. Желательна консультация психолога.
- Избыток агрессии на картинке – большие зубы и когти животных, руки-грабли или кулаки у людей, предпочтение исключительно военным сценам со стрельбой, взрывами и разрушениями. Это может указывать как на агрессивность самого ребенка, так и на испытываемый им страх. Попросите ребенка нарисовать что-то еще, кроме войны. Если элементы агрессии повторяются и в мирных сюжетах – пора к психологу.
- Постоянно повторяющийся элемент рисунка – часто это признак того, что ребенка что-то тревожит и он не может разобраться с этим самостоятельно. Иногда это просто попытка срисовать понравившийся узор. Например, меандры – элементы греческой росписи в виде циклически повторяющихся узоров.
- Изображения внутренних органов (кишки, желудок, печень, прочее) – повод обратиться к психологу, если такие рисунки начинают превалировать. И обязательно послушать психолога, если тот порекомендует консультацию у психиатра. Если пару таких рисунков появились сразу после занятия, где детям рассказали, как устроен организм человека, беспокоиться не стоит.
- Изображение травмированных людей и животных – обратите внимание, в каком месте у людей и животных нарисованы бинты, лейкопластыри, раны, царапины. Возможно, у ребенка что-то болит именно в этом месте. Если ребенок здоров, но хочет рисовать боль – проконсультируйтесь с психологом. Если накануне было занятие по приёмам оказания первой помощи, беспокоиться из-за такого рисунка не стоит.
- Слишком сильный нажим, когда карандаш продавливает, а то и рвёт бумагу – может указывать на эмоциональную напряженность, агрессивность и конфликтность. Лучше сходить к психологу, чтобы выявить нюансы и причины психологического состояния ребенка.
Заметим, что насторожить должен и слишком слабый нажим на карандаш или фломастер при рисовании. Правда, тут нужна консультация не столько психолога, сколько педиатра и невролога, потому что чаще всего это указывает на неврологические нарушения, нарушения двигательных рефлексов и мелкой моторики.
Думается, в целом вам понятно, что означают рисунки детей в различных случаях. И даже если вас что-то насторожило, не спешите огорчаться.
Возможно, дело вовсе не в нарушениях психики. Возможно, в вашей семье растёт будущий Ван Гог или Пикассо, Эдуард Мане или Альфред Сислей, Шишкин или Айвазовский. Помните, что все дети по-своему талантливы, и только от вас, взрослых, зависит, раскроется ли тот талант в полной мере!
Занимаюсь маркетингом и продвижением корпоративных сайтов, блогов и интернет-магазинов, брендов. Иногда пишу и творю тут, на моем ресурсе.